В Алматы анонсировали перевод транспорта на газовое топливо, но о сроках и финансах пока молчат
Газ давно является альтернативным топливом для машин. В некоторых странах (Бразилии и Аргентине) на газ переоборудуется по 7-8 тысяч автомобилей ежемесячно. Казахстан не пытался в полной мере воспользоваться дарами более экологичного вида топлива.
Актау – единственный казахстанский город, где большое количество автотранспорта использует природный газ, чем в городе очень гордятся – воздух чище, стоимость проезда ниже, машины служат дольше.
Однако, недавно было заявлено, что в Алматы – лидере по числу машин в регионе – планируется запустить пилотный проект по переводу автомобильного транспорта города на компримированный природный газ (сжатый газ). Разработчиками являются АО «КазТрансГаз», дочерняя компания АО «НК «КазМунайГаз» и компания «B.G. Казахстан». Проект создан с целью улучшения состояния воздушного бассейна города. В Алматы ежедневно машинами выбрасывается 500 тонн загрязняющих веществ, мегаполис стоит на первом месте в стране по загазованности воздуха.
Сроки реализации проекта и источники финансирования до сих пор не ясны. На наш запрос о конкретных деталях в городском акимате так и не ответили, а в «КазТрансГазе» задержали комментарии со ссылкой на просьбу акимата. Пока известно, что «B.G. Казахстан» на первоначальном этапе поставит два комплекта компрессорного оборудования для автогазонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), АО «КазТрансГаз» обеспечит газом установки и введёт их в эксплуатацию.
В советские годы в Казахстане были построены 11 АГНКС, а в 80-е годы по Алматы на городских маршрутах курсировало немало «Экарусов» с баллонами на крыше. Теперь Казахстан, Кыргызстан, Китай, Россия и Узбекистан суммарно уже имеют более 1 600 заправочных станций и более 560 000 автомобилей, работающих на компримированном природном газе.
Россия сегодня находится на 12-м месте в мире по количеству машин, работающих на природном газе. В Петербурге на одном из городских маршрутов уже работает один экспериментальный автобус «Скания» из Швеции с газовым двигателем. В дальнейшем возможна и организация российской сборки таких автобусов на заводе «Скания-Питер». По предварительным расчётам, газовая «Скания» приблизительно в 2,5 раза обходится дешевле, чем дизельная.
Общий мировой парк газобаллонных автомобилей, использующих в качестве моторного топлива компримированный и сжиженный природный газ, превысил 10 млн единиц, что составляет примерно 1,25% от общего автомобильного парка. В Европе численность метановых машин превысила 1 млн единиц. Они выпускают собственные автомобили, автобусы и грузовые машины с подобной топливной системой.Цена 1 кг компримированного природного газа по предположениям «КазТрансГаза» составит меньше 30 тенге, это дешевле в 3 раза по сравнению с 96 бензином, а октановое число – 105 – больше, чем у любого бензина. Он не просто дешевле, но и экономичнее, в среднем на 100 км пробега автомобиль расходует всего 4,5 кг газа, выбрасывая в атмосферу 123 г/км СО2, т.к. газ сгорает в цилиндрах двигателя равномерно и полностью, образуя гораздо меньше нагара на стенках. За счёт этого двигатель работает в более благоприятных условиях, отчего его ресурс вырастает на 30-40%, и при этом мощность двигателя не снижается, в отличие от сжиженного природного газа. Двигатель, работающий на сжиженном природном газе, потребляет на 15-30% больше топлива, чем работающий на бензине, при этом его мощность снижается на 10-15%. На сжиженном природном газе ездят в Актау, России и во всём мире.
Газовая аппаратура при установке, к примеру, на автомашину Daewoo Lanos, расходующую в городских пробках около 9 литров бензина на 100 км, окупит себя примерно через 7 месяцев. А внедорожник Infiniti QX56, сжигающий 24 литра на «сотню» и проезжающий около 3000 км в месяц, окупит газобаллонное оборудование (ГБО) за 3,5 месяца. Стоимость среднего ГБО для легкового транспорта составляет $800-900, для общественного транспорта цена выше примерно в 1,5 раза.
Однако, чтобы стимулировать массовый перевод автомобилей на газовое топливо, необходим ряд комплексных мер, только экономия не будет иметь большого эффекта. В частности, должна быть развита инфраструктура заправочных станций, следует вводить механизмы, которые бы стимулировали автовладельцев устанавливать газовую аппаратуру и одновременно создать выгодные условия для компаний, закупающих и продающих автомобили, чтобы они распространяли авто с газовой топливной системой. Тогда со временем это может привести к тому, что газ будут использовать не только на общественном транспорте, но и на личных авто.
$ 150 млн на топливо
Палата Представителей американского парламента приняла решение о выделении $150 млн на научно-исследовательские работы в области использования природного газа в качестве моторного топлива. Эти средства будут выделяться с 2010 года в течение пяти лет и должны быть направлены на: создание метановых двигателей для легковых и грузовых автомобилей; повышение надежности и эффективности АГНКС; продвижение двигателей, работающих на компримированном природном газе; гибридные автомобили. Председатель Комитета по науке и технологиям, Барт Гордон заявил, что в будущем будут использоваться различные виды моторного топлива и технологии. Но, поскольку природный газ чище нефтяного топлива и США располагают запасами природного газа, то он будет играть важную роль в обеспечении устойчивого развития транспорта.
Автор: НУРИЯ ГИЗИТДИНОВА