Количество экологичных газозаправочных станций неуклонно растет

Не так давно вице-министр энергетики РК Узакбай Карабалин активно поддержал идею перехода автомобилей на газовое топливо.
– По сжиженному газу для автомобилей мы регулируем только определенные объемы, выпускаемые на заводе. На сегодня его стоимость 38 тысяч тенге. Далее по заявкам газосетевых организаций мы определяем, сколько нужно на каждую область. График находится на заводе и от завода сетевая организация каждой области получает свои объемы газа. Конечную цену на месте они назначают сами. Они находятся под контролем антимонопольных организаций и акиматов. Подсчитано, что на таких крупных машинах как, например, «Ланд Крузер» на 30-35% сократились расходы топлива с переходом на газ. Поэтому, мы договаривались с крупными сетями автозаправок, такими как «КазМунайГаз» и «Гелиос», чтобы они на своих станциях поставили оборудование для заправки сжиженного газа. Уже появилась сеть таксопарков «Эко такси», которые работают на сжиженном газе и достаточно много машин переходят на газ, – подчеркнул видный специалист нефтегазовой отрасли страны.

Действительно, в последние годы вопрос газификации автотранспорта не только приобрел особую актуальность, но и как показала практика, достаточно решительно стал претворяться в жизнь.

Так, например, в Алматы с 1 января 2014 года начала действовать новая цена на газ, используемый автомобильным транспортом. В соответствии с формулой, согласованной Министерством нефти и газа и акиматом южной столицы, стоимость газа будет на 40% ниже средней цены традиционных видов автомобильного топлива АИ-80, 92 и дизельного топлива. Таким образом, учитывая экологическую составляющую вопроса, городские власти стремятся обеспечить экономическую привлекательность газа в качестве моторного топлива, обратив на него внимание, прежде всего, частных автовладельцев. Ведь по данным экологов и медиков, сегодняшний Алматы занимает девятое место среди самых экологически загрязненных городов планеты. При этом, до 90% всех вредных выбросов в атмосферу города производятся именно автотранспортом, использующим в качестве топлива бензин и дизель. Кроме того, выбросы в атмосферу порядка 70% автомобилей сильно превышают допустимые нормы, а 40% из проверенных проб жидкого топлив вообще не отвечают стандартам и являются крайне опасными для здоровья горожан.

Как воплотить идею экологически чистого автотраспорта на практике достаточно давно задумались в АО «КазТрансГаз», где был сначала разработан, а затем последовательно начал воплощаться в жизнь ряд проектов по переводу отечественных автомобилей на сжатый газ.

В рамках реализации этого крайне перспективного и на самом деле жизненно важного направления в АО «КазТрансГаз» было создано отдельное дочернее подразделение, получившее название ТОО «КaзТрансГаз Өнімдері», образованное исключительно с целью повышения стандартов отечественного автотранспорта и ставшего одной из ступеней перехода к «зеленой экономике».

Первой газовой заправкой (Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция – АГНКС) Алматы обзавелся еще в 2010 году. Это был проект, реализованный совместно с компаниями «КазТрансГаз» и «БритишГаз» для муниципального автобусного парка города. В июле 2010 года компания «BG Kazakhstan» поставила для нее два комплекта компрессорного оборудования, а АО «КазТрансГаз» обеспечило необходимые поставки газа. Минимальная мощность первой алматинской АГНКС составила около 1200 кубов в час, максимальная – 2000 кубов в час и рассчитана она на обслуживание до 240 автобусов. Ну а совместные инвестиции компаний в строительство станции тогда превысили 600 миллионов тенге. Затем появились еще две станции, которые так же смогли покрыть растущую потребность автомобилистов в газовом топливе.

А в феврале этого года генеральный директор АО «КазТрансГаз» Серик Султангали на своей пресс-конференции в Астане проинформировал о том, что АО «КазТранГаз» до конца текущего года планирует довести количество газовых заправок в Алматы до пяти.

– Алматы является городом номер один, который требует срочного вмешательства для улучшения экологической ситуации, – подчеркнул тогда глава компании. – В настоящее время мы весь частный сектор газифицировали, и теперь очередь за строительством газовых заправочных станций. Сейчас функционирует одна, там заправляются 200 автобусов и более 100 легковых автомобилей, однако в ближайшее время их число будет доведено до пяти.

То, что глава АО «КазТранГаз» не бросает слов на ветер, можно было убедиться воочию. Пятая по счету газонаполнительная компрессорная станция открылась 24 сентября в Алматы. Проект был реализован ТОО «АвтоГазАлматы» (совместной компанией АО «КазТрансГаз» и корейской корпорацией «Kolon»).

Как подчеркнул принявший участие в церемонии торжественного открытия станции аким Алматы Ахметжан Есимов, данное событие – это часть общей масштабной работы по переводу транспорта на компримированный газ, что необходимо для снижения загрязнения окружающей среды.

– По поручению Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева проводится большая работа по улучшению экологии нашего города, реализуются проекты по переводу транспорта на газ. До конца года число муниципальных автобусов, работающих на газе, будет увеличено до 600, а количество Эко-такси с 200 единиц будет доведено до 400, – рассказал в ходе своего выступления Ахметжан Есимов.

Так же алматинский градоначальник особо остановился на экономической составляющей всего проекта и сообщил о ближайших перспективах развития:

– У нас есть соглашение с «КазТрансГаз Өнімдері» о том, что в течение ближайших четырех лет стоимость на газ будет на 40 процентов ниже средней стоимости на бензин и дизтопливо. Важно, чтобы частный сектор перешел на газ. Для этого при СПК «Алматы» создается микрокредитная организация, которая будет финансировать владельцев тех автолюбителей, которые пожелают перевести свой транспорт на газовое топливо.

В свою очередь, представители компании «КазТрансГаз Өнімдері» рассказали собравшимся о том, что уже действующие станции обслуживают автобусы муниципальных автобусных парков, спецтехнику «АлматыТазалык», а также таксомоторные парки «Эко-Такси», «ТулпарТакси» и частные легковые транспортные средства. Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции построены с международными стандартами и соответствуют всем современным требованиям безопасности. Каждая такая станция способна обеспечить заправку до 400–500 единиц крупного автотранспорта ежедневно. «КазТрансГаз Өнімдері» может обеспечить установку изготовленных мировыми брэндами газо-баллонное оборудование, и в последующим его обслуживание. А также существует проект который направлен на развития производственно-сбытовой инфраструктуры для реализации природного газа в качестве моторного топлива и продвижение проекта создание экономического пояса вдоль транспортного коридора «Шелковый путь».

Кстати, газонаполнительные компрессорные станции, действующие в Алматы, это далеко не единственные проекты компании. По аналогичным заправочным комплексам проводятся работы по проектированию в городах: Актобе, Кызылорде и Шымкенте. А в целом, по данным президента АО «КазТранГаз» Серика Султангали, согласно принятой программе до конца 2015 года планируется построить по всем регионам Казахстана автомобильные газонаполнительные компрессорные станций.

– Основной целью создания нашей компании является задача перевести работу транспорта Республики Казахстан на компримированный природный газ (КПГ). Этот вид топлива намного дешевле бензина, он совершенно безопасен при правильной эксплуатации, и в значительной степени оздоровляет экологическую обстановку. Как все, думаю, помнят, в очередном Послании народу Казахстана Глава государства поставил ряд задач в контексте перехода к «зеленой экономике» и решения экологических вопросов. В настоящий момент наша компания делает первые, достаточно энергичные шаги в этом направлении, – рассказал глава «КaзТрансГаз Өнімдері» Болат Тусупов в одном из своих недавних интервью.

Как видим, слова руководства компании абсолютно не расходятся с делами. И в результате, автомобилисты нашей республики все уверенней осваивают газовое топливо, таким внося свой посильный вклад в оздоровление окружающей среды.

Свобода Слова №33(477) 02 октября 2014